Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

Category:
  • Location:
  • Mood:

Счастливчик Уайли (и про дирижабли) с картинками.

Будучи впечатлен рассказом haeldar о Бабе на корабле вспомнил историю везучего офицера US Navy Lt. Commander Herbert Vincent Wiley.
Осторожно! Около полмега картинок и много букв.

Так уж получилось, что Уайли пришлось служить на дирижаблях. Начал он свою воздухоплавательную карьеру на USS Shenandoah (ZR-1) 3 сентября 1925 года разломившегося на части в сильную грозу. Командир корабля и еще 13 членов экипажа погибли, Уайли оказался в числе выживших.

sh_bow

Потом наш герой служил на USS Los Angeles (ZR-3) - цеппелине немецкой постройки (заводской индекс LZ-126). Обошлось без приключений.

zr-3

8 августа 1931 года над полом ангара в городе Акрон (штат Огайо) всплыл первый в мире дирижабль-авианосец, окрещенный Лу Гувер, женой тогдашнего президента США  в честь места постройки "Акрон".

zrs-_1

Уайли получает назначение на "Акрон" старшим офицером. Совершив несколько испытательных полетов
USS Akron (ZRS-4) перебазируется на знаменитую NAS - Naval Air Station в Лейкхерст, штат Нью-Джерси. 27 сентября 1931 года, в день ВМФ, дирижабль вступает в строй. Корабль длиной в 240 метров несет на борту 4 истребителя F9C Sparrowhawk и 16 пулеметов, 89 матросов и офицеров составляют его экипаж.

zrs-4_4

Учения, эксперименты, полеты - "Акрон", как сегодня выражаются "живет насыщенной жизнью".
Но 3 апреля 1933 года имея на борту контр-адмирала Моффета с адьютантом, начальника авиабазы Лейкхерст Берри и подполковника Мазури (горячего сторонника гражданского использования дирижаблей, находившегося в гостях у адмирала), а также 19 офицеров и 57 матросов экипажа ZRS-4 вылетел, чтобы принять участие в маневрах. Почти с самого начала полета ветер начал трепать огромную тушу корабля. В результате неправильно понятого сообщения с земли дирижабль изменил курс так, что направился прямо в центр шторма.
Дальше потеря высоты, разрушение сначала рулей, а потом и силового набора в хвосте, потеря газа из разорванных баллонетов и падение в море. Это произошло примерно в 0:30 4 апреля 1933 года. В 0:55 шлюпка с немецкого корабля "Фебус" (Phoebus) подобрала радиста, боцманмата и авиамеханика с "Акрона", ну и конечно старпома Уайли. Радист позднее скончался на борту "Фебуса".
Остальные выжившие были приняты морским министром (так по-моему можно перевести Secretary of the Navy) в его оффисе:

zrs-4_3

Слева направо: помощник морского министра Генри А. Рузвельт, морской министр Клод Свенсон, адмирал Уильям Пратт, наш герой лейтенант-коммандер Герберт Уайли, боцманмат 2-го класса Ричард Дэйл, авиамеханик 2-го класса Муди Эрвин.

Однако всего за три недели до катастрофы "Акрона" жена контр-адмирала Моффета Джаннет окрестила его ситершип "Мэкон", построенный той же фирмой Goodyear-Zeppelin там же в Акроне. Пожалуй самый опытный из оставшихся в US Navy воздухоплавателей Уайли был назначен командиром USS Macon (ZRS-5).
23 июня 1933 года "Мэкон" вступил в строй. Авиагруппа дирижабля была увеличена до пяти машин.
И все пошло своим путем - снова полеты,  учения и эксперименты.

После перелета из Лэйкхерст в Саннивейл:

zrs-5_1

В глубине ангара виден небольшой дирижабль мягкого типа.

В апреле 1934 года совершая перелет из Саннивейл, Калифорния (ныне Моффет филд, в честь погибшего на "Акроне" адмирала) на базу Опа-Лока во Флориде дирижабль несколько раз попадал в бури и получил тяжелые повреждения силового набора. Однако экипаж сумел отремонтировать корабль в полете. При тщательном осмотре на земле было принято решение заменить поврежденные конструкции.
11-12 января 1935 года "Мэкон" принял участие в военно-морских маневрах у побержья Калифорнии между Сан-Франциско и Сан-Диего. Несмотря на плохую погоду дирижабль успешно выполнял поставленные задачи, выпускал и принимал самолеты. 12 февраля учения были закончены и "Мэкон" взял курс на базу в Саннивейл. Ветер был сильный, но до штормового не дотягивал. Начало темнеть. Дирижабль шел на высоте 380 метров со скоростью 117 км/ч.
И тут почти повторилась история "Акрона" - поломка руля направления порывом ветра, затем отказ рулевого управления и разрушение силовых конструкций хвоста. Попытки набрать или удержать высоту были безуспешны. Обломки набора пропороли баллонеты с гелием, из-за большого дифферента не удалось выпустить самолеты, чтобы облегчить корабль. В 17:39 "Мэкон" коснулся воды в 16 км от берега в 180 км южнее Сан-Франциско. Когда до поверхности оставалось 300 м Герберт Уайли отдал приказ надеть спасжилеты, остановить двигатели и приготовиться к приводнению. Поскольку маневры только закончились, множество кораблей находилось поблизости, что и позволило спасти весь экипаж "Мэкона", кроме радиста, спрыгнувшего в воду с 20-тиметровой высоты и утонувшего и повара, отправившегося осматривать повреждения кормовой части и пропавшего.
Дальнейшую судьбу Герберта "Лаки" Уайли я не знаю. Попытки поиска в сети не увенчались успехом. Если кому повезет больше - буду рад получить информацию.
Пришлось опустить массу интереснейших подробностей о службе дирижаблей в ВМФ США, но если кому интересно и не пугает английский то прошу сюда:

http://www.answers.com/topic/list-of-airships-of-the-united-states-navy

http://www.history.navy.mil/branches/org11-2.htm - интереснейший ресурс с массой фотографий по истории US Navy и не только US! Я фото брал оттуда. Борцунам за копирайт читать http://www.history.navy.mil/branches/org11-4.htm .

Update 2016:
Ссылко сдохло, теперь на полное собрание фото дивиться здесь.

Есть еще харвестовская книга "Дирижабли на войне", тоже очень интересная, несмотря на одиозную фигуру редактора серии.

Ф-фсё!
Tags: Дирижабли, Флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments