Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

  • Music:

Роберт Старр и его "Толстые пчёлы" номер один и два.

Самые-самые маленькие. Второй даже в "Книгу рекордов Гиннеса" попал.

Вот он, "Bumble Bee II" - собственно только фото от него и осталось.
О его старшем братце "Bumble Bee I" и о  замечательном пилоте и конструкторе Роберте Старре читайте

Итак: жил-был на Аризонщине Robert H. Starr, рождённый в 1924 году. За свою долгую жизнь он налетал на разных аппаратах, от Пайпер Каба до F-86 более 15 000 часов. Воевал в Китае в знаменитой группе истребителей Flying  Tigers, сначала на P-40, потом на P-51. После войны был лётчиком-испытателем, участвовал в большинстве крупнейших авиашоу США.  А также в 1949 году облётывал Stits Junior SA-1A, про который я уже рассказывал. Видимо Старру понравился Джуниор, потому что в 1952 году он и Ститс уже вместе строят вот это чудо:


На "трубе" даже есть ролик с полётом "Sky Baby", надо сказать смотрится жутковато: нервным не смотреть!
Подробнее об этом самолётике можно почитать здесь (на мурлюканской мове, разумеется).

Но вернёмся к товарищу Старру. Идея построить самый маленький в мире пилотируемый самолёт крепко засела в голове отважного пилота. И сидела там аж до 1979 года, когда Роберт наконец приступил к постройке самолёта своей мечты. В 1984 году в небо Аризоны взлетел первый "Шмель" - "Bumble Bee"

Вот он, Robert H. Starr рядом со своим "толстым пчёлом".

Технические данные Bumble Bee I

Размах крыльев - 6'6" - 1.98 м
Длина                    - 9'4" - 2.85 м
Высота                 - 4'1" - 1.25 м
Взлётный вес      - 725 фунтов  - 329 кг
Максимальная скорость  - 180 mph - 290 км/час
Высота полёта                   -  3,000 ft - 900 м
Дальность                           -  20 миль - 32 км
Двигатель                           - Continental C-85, 85 л.с.

В настоящее время "Шмель" живет в музее по этому адресу. Советую сходить, хотя бы виртуально. Коллекция у ребят очень хорошая.

Однако на достигнутом Старр останавливаться не собирался и к 1988 году построил ещё более компактный Bumble Bee II, который и был увековечен английскими пивоварами в их "Книге рекордов".


Технические данные Bumble Bee II

 Размах крыльев - 5'6" - 1.68 м
Длина                    - 8'10" - 2.69 м
Взлётный вес      - 574 фунта  - 261 кг
Максимальная скорость  - 190 mph - 306 км/час
Высота полёта                   -  14,000 ft - 4260 м
Дальность                           -  неизвестна
Запас топлива                    -  3 галлона - 11.3 литра
Двигатель                           - Continental C-85, 85 л.с.

В одном из полётов отказал двигатель и "Шмель-2" буквально рухнул на землю с высоты 120 м. Шестидесятичетырёхлетний Старр получил тяжелейшие ранения, но всё же выжил и поправился. Bumble Bee II однако восстановлению не подлежал. Всё, что осталось от самого маленького в мире биплана - это пара-тройка маленьких фотографий, запись в книге Гиннеса и несколько страничек в интернете. Дальнейшая судьба Роберта Старра мне неизвестна, но если он жив ещё - то дай ему Небо здоровья, равно как и Берту Рутану, Виктору Дмитриеву, Борису Винюкову и многим другим, кто строит самолёты и летает на них..

Кстати, "Шмели" скорее не бипланы, а "двухсполовинойпланы". Поскольку стабилизатор у них явно несущий, разве что размах имеет меньше, чем основные крылья.
И ещё мне кажется, что при нынешнем развитии электроники можно строить маленькие самолёты, достаточно устойчивые в полёте.

Также запощено в ru_wunderluft
Tags: 1984, 1988, США, микросамолёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments