Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

  • Location:
  • Mood:

Как бурят скважины (сам процесс)

В продолжение "нефтегазовых" постов:
Как оно начиналось 
Как оно там лежит 
Сейсморазведка

В конце уже позапрошлого века в США это выглядело так:



Картинка из весьма познавательной книги "Бурение?.. Интересно!" , Копылов В.Е., М. "Недра", 1981г.
Были ещё ударно-канатные буровые, считай весь Техас ими расковыряли.
В 1997 году довелось побывать в Permian Basin Petroleum Museum, что в Midland, TX - там у них во дворе живьём это чудо деревянное стоит. И не только оно. Кто будет в тех краях - обязательно зайдите:  классный музей!




Так вот, весьма схематично и приблизительно выглядит современная буровая. Унутре у неё вертикально ставятся бурильные трубы (БТ) на так называемом "подсвечнике", чтобы при спуско-подъёмных операциях тратить минимум времени на перемещение их.
"Квадрат" - это труба квадратного сечения, которая наворачивается сверху колонны БТ.  Ротор через этот квадрат крутит всю колонну с долотом на конце.  Буровой раствор подаётся внутрь колонны БТ и выходя через отверстия в долоте по промежутку между колонной и стенками ствола скважины выносит на поверхность частицы разбуренной породы.

Это в случае роторного бурения. Но есть ещё турбинное - это когда буровой раствор ещё и крутит гидромотор (турбину), расположенный непосредственно над долотом. В этом случае ротор стопорится и воспринимает реактивный момент от долота.
О направленном бурении (которым я сейчас и занимаюсь) расскажу в последующем посте. Там в основном турбиной и бурят.

Привод оборудования (насосов, ротора, лебёдки) бывает гидравлический и электрический. Вспомогательное оборудование (ключи, тали и т.п.) обычно работают от воздуха высокого давления (пневматика, короче). Обеспечивается буровая энергией либо от ЛЭП, либо от собственных дизелей, если уж совсем в глухомани (разведка, например). В 1900-е годы у американцев были станки с паровым приводом. А на отечественных разведывательных буровых в середине 1980-х работали дизели В2-300 - дефорсированный для долговечности вариант знаменитых двигателей Т-34 и КВ.

Нагрузку на долото обеспечивают утяжелённые бурильные трубы (УБТ), которые непосредственно навинчиваются на долото. Одна из задач бурильщика - держать заданную технологом нагрузку на долото, управляя лебёдкой. Для контроля служит ГИВ (главный индикатор веса). Обычно его циферблат размером с небольшой тазик, чтоб не приглядываться. Ну и сейчас, как правило, ещё и "большие красные цифирки" (ТМ). Дело в том, что если давить всей колонной, то как минимум получим очень кривой ствол. Сравните диаметр БТ (к примеру 173 мм) и глубину скважины (скаже 3000м). Получим нечто вроде струны диаметром в 1 мм, спущенной с шестого этажа до уровня асфальта. Ку?

А теперь - самое вкусное. На буровой очень грязно. Буровой раствор есть в основе своей жидкая серая глина со всякими добавками. Книжка по составлению буровых растворов - это кирпич размером с Das Kapital и столь же исполненный премудрости. А зимой на мостках и роторе также очень холодно, поскольку в лучшем случае площадка ротора прикрыта только с боков. Сверху она открыта. Фактически бурильщик и помбуры (помощники бурильщика) работают на улице. Помбуры имеют возможность забежать погреться в конуру с ТЭНами и чайником, если конечно не идёт спуск/подъём. А вот бурильщик за своим пультом стоит, как стойкий оловянный солдатик, поскольку за все косяки в процессе бурения он в ответе. Абыдно, если отпашешь по 12 часов в сутки 4 недели на морозе и получишь за всё это голый оклад (12-20% от зарплаты).

Для того, чтобы вы имели представление о ключах, которыми свинчивают/развинчивают трубы, сообщу момент затяжки, типичный для БТ - 2.3 тонны на метр. Вот такие они:


Вот ещё рисунок буровой с пояснениями, где что:


Это так вот на суше. Про море пока запощу картинку, какие бывают морбуровые:


Тут правда самоподъёмной буровой нет, вроде той, на которой я работал. Но там ничего хитрого. Вроде глубоководной платформы на рисунке, только ноги без всякого фундамента на грунт ставятся.



И прошу не путать разведочное морское бурение и добывающие платформы. Последние намного крупнее, поскольку кроме бурения ещё обеспечивают первичную подготовку и хранение нефти. И когда стихия их ломает, бывает очень нехорошо в смысле экологическом и прочем. Например читать по-английски о катастрофе бразильской платформы и тоже на английском, как "Иван" в Мексиканском заливе порезвился.

Самая глубоководная на сегодняшний день добывающая платформа - Башня Дьявола в том самом Мексиканском заливе. Плавучая. Работает на глубине моря около 1700 м. Название символичное, однако. Про цену в 200 мегабаков могу только сказать, что это цена за голый поплавок, без оборудования. Пока он такая одна.

Из погружных платформ стоит упомянуть попавшую в книгу Гиннеса норвежскую газодобывающую  Troll A - бетонная дурында в 656 000 тонн и высотой 369 м впечатляет! Ясен пень, что такое огромное и дорогое сооружение строится не ради одной скважины. С неё бурится сразу несколько десятков (до 40) наклонных стволов, которыми этот спрут присасывается к газоносной структуре.

Вот пока как-то так. Забодался по клавишам долбить.

Задавайте вопросы, постараюсь ответить.
Tags: нефте и газ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments