Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

Category:

Цеппелины и иже с ними на небеси (1)

Любопытно, но "жёсткие" дирижабли отнюдь такими не были!
Они скорее напоминали по конструкции байдарки: ажурный силовой набор на который натянута матерчатая обшивка.
Вот например каркас самого удачливого и успешного цеппелина LZ127:
lz127-construction
Балочки, расчалочки...
Если присмотреться - пространство между шпангоутами и стрингерами сплошь опутано расчалочной проволокой.
Неплохая подборка фотографий внутренностей цеппелина "Акрон" - рекомендую полюбоваться.
Как подумаю о количестве точек крепления и заклёпок - у меня волосы не просто дыбом встают по всему телу, а аж
звенеть начинают.
Но ведь летал, да ещё как летал!
[Однако текста и картинок предполагается много, а посему - под спойлер их. Кому интересно жмите.]
Если я сейчас начну углубляться в тонкости конструкций цеппелинов, во все эти клапана, трубопроводы, газовые шахты и
прочая, прочая, прочая - то получится пересказ книги "Оборудование дирижаблей", С.А. Лосик, И.А.Козлов, 1939 г.
И ещё целой охапки других, как русских так и англоязычных.
Оно нам надо? Книгу каждый может сам скачать и прочитать невозбранно.

Итак, позвольте малость пословоблудить от себя лично.

Кстати как утверждают на интереснейшем англоязычном ресурсе по дирижаблям:
"Размеры и форма LZ127 не были оптимальны по аэродинамике, прочности конструкции или полезной нагрузке."
Потому что определялись размерами сборочного эллинга в Фридрихсхавене - 240(д)х35(в) метров.
Ты, конструктор, хоть стреляйся, хоть вешайся а в габариты впишись.
Вот он и вписался как смог:
lz127
Картинка весьма кликабельна и поучительна.
В итоге получился "Граф Цеппелин" таким длинным, хотя к тому времени уже определились что чрезмерное удлиннение
отнюдь не во благо аэродинамике и тем более прочности.
Для грузов же вообще идеал параллелепипед, но это уж как-то внутри выкроили.

Были ещё дирижабли Шютте-Ланц с деревянным каркасом. Война, металл в дефиците однако.
Самый первый был самым затейливым в смысле конструкции силового набора:
SL1
"Геодезические" продольно-диагональные связи позволили поставить шпангоуты реже и несколько снизить вес клееной
деревянной конструкции, но не прижилось.
Во-первых:
Я примерно представляю, что именно сказали рабочие и инженеры профессору Иоганну Шютте по поводу
его геометрических изысков и как бились в конвульсиях технологи.
Во-вторых:
Оказалось что тряпочка проклеенная кишками, из которой тогда делали колбасную дирижабельную оболочку,
обтягивает всю эту геодезию слишком уж туго, в результате чего сопротивление воздуха на ромбических впадинах корпуса
возрастает так, что хоть всей командой опахалами маши в помощь пропеллерам - не разгоняется корабль до проектной
скорости.
"Ну его нафиг!"- сказал компаньону доктор Карл Ланц и последующие дирижабли фирма "Luftschiffbau Schütte-Lanz" уже
выклеивала из дерева в традиционном стиле Цеппелина, без всякой геодезической ереси.
Кому хочется приобщиться к деревянному зодчеству - ходите сюда. Хороший бюллетень, но на английском.
Картинка оттуда:
SL_frame
Кстати достаточно жёсткая обшивка (например из металлизированного стеклопластика) на эту геометрию должна гладко лечь.
Да и выклеивать геодезию сегодня можно отнюдь не из древесины.
Может и получится по замыслу профессора?

Вернёмся к цеппелинам.

Уже к середине 1920-х годов дирижабли начали толстеть.
Британский R100 имел соотношение длина/диаметр примерно 5,4 а мой любимец ZMC-2 (хоть он и блимп вообще-то) 2,83!

Если взглянуть на график:
Cx-лямбда
то всё становится ясно и понятно.
С точки зрения прочности и аэродинамики удлинение 3,5-4,5 для дирижабля с круговым сечением корпуса оптимально и LZ127
с его лямбдой 7,76 получился тощеват маленько, что не помешало ему с 18 сентября 1928 по 18 июня 1937 налетать 17177 часов без серьёзных аварий.

Опытный экипаж, продуманная конструкция без рискованных инноваций но и без опасных упрощений "чтобы дешевле!".
И разумеется Хуго Эккенер, выдающийся инженер, администратор и воздухоплаватель с гуманитарным образованием! :))
Цитатко: "Родился 10 августа 1868 года в городе Фленсбург в семье мелкого торговца и кустарного производителя сигар и дочери сапожника. В 1888 году окончил фленсбургскую гимназию и поступил на кафедру философии Мюнхенского университета. С 1890 (1889?) учился в Берлинском, а с 1891 в Лейпцигском университетах, где изучал также психологию, экономику и историю."
++++И ещё, КМК дело в том, что ни одна сволочь не могла гавкнуть на доктора Эккенера "Делай так как Я приказываю!"
Потому LZ127 "Graf Zeppelin" и прожил долгую (по меркам дирижаблей) счастливую жизнь.
Кругосветка. Вылет из Нью-Йорка:

И триумфальное возвращение:


Почему-то удачливые дирижабли мало кто помнит, а вот погибшие в катастрофах таки да.
"Гинденбург", американские авианесущие, R101 у всех на слуху. Зрелище же!
Без сучка и задоринки сходивший в кругосветку "Граф Цеппелин" менее известен, а честно отслуживший своё ZR-3 "Лос-
Анджелес", первым пересекший Атлантику по воздуху R34 и удачно летавший R100 вообще остались в тени.
Не говоря уже про целую стаю патрульных блимпов US Navy и Royal Navy. Служили и ладно.

Теперь немного поразмышляем.
Немцы и англоамериканцы совершенно правильно называют дирижабли "воздушными кораблями". Их и эксплуатировать надо подобно кораблям - в шторм держаться подальше от берега земли, в гавани передвигаться с помощью буксиров и надежно швартоваться к защищённому от непогоды причалу.
Ещё более дирижабли напоминают подлодки. Только почему-то носовыми рулями дирижабли обделили, а они было бы очень
к месту для тонкой балансировки.
И ещё их надо строить очень большими - только тогда они себя покажут во всей красе. Квадрат-куб, леди и джентльмены!
Весовая отдача дирижаблей растёт с размерами.
Особенно на ядерном ходу и в роли летающих городов :)

В 1975 году американцы всерьёз просчитывали экономику использования флота из 130 дирижаблей-газовозов для
транспортировки газа и нефти с Аляски. Получалось примерно втрое дороже трубопровода, но дирижаблики в отличие от
трубы ещё и в обратном направлении грузы могли таскать.
Желающие могут ознакомиться с этими рассчётами и многим другим в эссе на тему "цеппелин и что с ним делать" от фирмы
"Боинг"
.
Увы, на английском. Однако текстовый слой в наличии имеется, так что заинтересовавшимся гугель в помощь.

Кино про постройку LZ130 "Graf Zeppelin II":

На немецком языке, но посмотреть стоит. Красиво снято.

Пока всё. Продолжение следует.


Tags: Германия, Дирижабли, красиво!, системный анализ
Subscribe

Posts from This Journal “Дирижабли” Tag

  • Дирижаблик из металла (2)

    Из той же страны и из того же времени что герой предыдущего поста, а какие разные судьбы! ИМХО: ZMC-2 делали инженеры-изобретатели, а "Город…

  • Дирижаблик из металла (1)

    Портрет героя в январе 1935 года в Лейкхёрсте: Был такой чудный летательный аппарат легче воздуха ZMC-2. Очень-очень счастливый, поскольку отмерило…

  • Шарики, шарики!

    Неделю назад получил книжку от товарища zhab про монгольфьеры/шарльеры и прочие аэростаты. Вот, хвастаюсь: Собственно тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments