Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

Элко-дизель и мои думки о странном. Вихри не враждебные (2)

Вихри невраждебные (1) /про тойотовские дизели/

Для начала предлагаю скачать и прочитать  объёмистый сборный файл за авторством Алексея Джигурды, заместителя
главного конструктора по автомобилям УГК НТЦ ОАО "Москвич" (т.е. почившего ныне в бозе АЗЛК).

Я этот файл собрал по Сети из разрозненных публикаций, помня о всегда внезапной смерти интернет-ресурсов.
Уже не раз приходилось кусать локти обнаружив по ссылке из избранного сообщение о продаже домена или вообще 404.
Так что пусть у меня на дисках лежит. И на гуглёвом, и на локальном.

Да, вот ещё вам кино про это чудо:


Я за этот пост несколько раз брался и откатывался аки прилив от скал, пенясь и пузырясь.
Очень непростая штука попалась.
В конце концов решил сделать системный анализ мотора геноссе Эльсбетта, точнее его знаменитого варианта
3.82.92Т (3 цилиндра. диаметр цилиндра. ход поршня. Турбонаддув), который пытались подружить с "Москвичом".
[Собственно разбор основных особенностей мотора]
1. Цикл "Дуотермик", патент US4858579.
Суть:
Elsbett-Patente00161elsbettbowl
В днище поршня выполнена камера сгорания эллипсоидной формы, в которой в процессе впуска/сжатия создаётся очень мощный вихрь.
Впрыск топлива производится в центральную часть вихря штифтовой форсункой, где топливо подхватывается вихрем, дополнительно диспергируется и воспламеняется.
Зона горения получается завёрнута в оболочку из воздуха, наподобие яйца-пашот в водовороте кипятка :)
Качество сгорания в такой камере очень высокое, что подтверждалось способностью элко-дизеля работать даже на отработке
слитой из собственной маслосистемы и неэтерифицированном рапсовом масле.
То, что в европах нынче продают как "биодизель" - отнюдь не отжатое из семечек масло, а продукт его химической
переработки, причём довольно заковыристой.

Минус - очень высокие требования к аэродинамическим формам камеры сгорания. Во всяком случае о том, чтобы сунуть туда
свечу накаливания, очень не лишнюю в условиях русской зимы, покойный Людвиг Эльсбетт и слышать не хотел.
Именно для лучшего вихреобразования и была применена комбинация "3 горшка + турбина высокого напора+тангенциальные впускные каналы".
Ясно, что пусковые свойства в мороз получались так себе, но костыль в виде каталитической грелки вроде как помогал.

2. "Крейцкопфный" поршень. (articulated piston)
На картинке поршень от фирмы Mahle Piston Assembly Caterpillar C15 16.6 1 CR Ferrotherm.
крейцпоршень

В Элко-моторе была применена такая же конструкция. Уплотнительная часть с кольцами отдельно, а юбка, воспринимающая
боковые усилия, отдельно.
Хорошая штука, но довольно дорогая. Но очень хорошая!
Тут и сказать нечего - надо так и делать.

3. Масляное охлаждение.
Да, этот двигатель не имел водяной рубашки, но и "воздушником" также не являлся.
motor
Масло служило как для смазки трущихся поверхностей, так и для отвода тепла.
Очень удобно! Тем более отработку можно было сливать прямо в топливный бак :)

Подобные конструкции есть у японцев: Kubota (OC-60, OC-95) и у немцев: Deutz серия Oil Cooled Range
Причём движки довольно всеядные.

Прочие особенности Элко-мотора несущественны, хоть и весьма оригинальны и остроумны.

Что можно сделать с этой конструкцией?

1. Перевести мотор на двухтактный цикл, причём никаких окон! Только клапана. Масло меньше будет жрать и портить.
Продувку удлинить до половины хода поршня как минимум. Будет нам за то наградой цикл Аткинсона-Миллера и внутреннее
воздушное охлаждение двигателя.
Вот таки оно самое, по дендрофекальным технологиям:


2. Дуть приводным компрессором шиберного типа - дюже хорошо укладывается в компоновку и заодно поработает маховиком.
Но не обязательно именно так, можно и спиральный приспособить, и Рутс, и даже центробежку.

3. Система питания не критична - штифтовые форсунки прекрасно работают при 130-200 атм.
От плунжеров или коммон-рейла - абсолютно похрен.
Можно даже применить беспрецизионные клапанные форсунки. Есть в сети книжка с таким названием, 1987 года.

4. Вместо самовоспламенения от сжатия использовать воспламенение от запального элемента (болиндер нах!)
[Вот вам ради удивления старт эпического мотоблока с фитиля.]
Начиная с 2:11 смотрим процедурку:


Заодно можно разжать мотор до 8-10 единиц, сразу колену и ЦПГ полегчает.
КПД упадёт? Ну и хрен с ним! Зато надёжность, долговечность и всеядность вырастут.

Вот вам и движок для постапокалипсиса, таёжных ебеней и антарктических просторов.
Только кто ж денег даст? Это не Ё-мобиль и не ойфон-на-колёсах, тут всё по уму надобно делать.
Я бы взялся за такое, честно.

Кстати ещё о товарище Людвиге: сайт-музей (на немецком), очень неполный список патентов на русском.
Tags: ДВС, ПёсПиздец
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments