Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

"А в кипящих котлах прежних воен и смут..." © В.С.В. / (Парогенераторы постапока, часть 1)

Шолом акбар, православные!
Я тут в промежутках между домашними делами и написанием быстропостиков не только бухал и в каменты гадил снова
тщательно изучал англо- и русскоязычную литературку по паровым котлам и главное (от имянно!) применил к тому весь свой
богатый опыт в части высокотемпературных уплотнений и соединений высокого давления, когда надо удержать не чистую
воду/пар или гидравлическое маслице, а мерзкую жидкую агрессивную грязь. Которая превращает резьбовое соединение в подобие сварного.
Значительную часть жизни я угробил на такие вот упражнения:

Предварительно резьба уже прогрета горелкой до тёмно-вишнёвого цвета была :)
Кувалда и лом в нашем деле тоже вещи вполне не лишние. Да, на видео меня нету, я в это время ребро сращивал на
больничном.
Ну ладно, спич не о том.

Значицца котлы. Огнетрубные и водотрубные, а также "сундучные".
А что не паровые машинки? А то что без котла машинка есть причудливая прикольная скульптурка и не более того.
[Так что - Котлы!]

1. "Сундучные". Кастрюля-скороварка есть точный пример этого почтенного семейства бойлеров. Давление пара в сих казанах
в среднем составляло 0,1-0,2 атм. при работе машины без отсечки пара и 0,25-0,35 атм при работе с отсечкой.
Всего лишь! Из-за того размеры цилиндров машин, питаемых паром от этих котлов были просто циклопические.
Например для давления 0,2 атм без отсечки пара для D=50см и L=2000см при количестве ходов 30 в минуту и машине
двойного действия получим мощность без учёта механических и прочих потерь всего навсего 21 л.с.
Вот двигло, отработавшее 102 года на пивоварне в Лондоне, изделие лично Джеймса Уатта с Мэттью Болтоном:

Всего-то 15-35 л.с, в зависимости от параметров пара, а габариты?!
Зато несколько поколений лондонцев пивком снабжала эта мельница, водокачка и что там ещё :)
Вершина развития котла такого типа вот (моделька):
котел

Согласно труду господина Божерянова
титул

каждый котёл обязан быть оснащён:
Принадлежности

Уже как-то заковыристо получается, товарищи выжившие :)
Не, поперву можно и без всяких там предохранительных и плавких, но будет очень обидно уцелеть в огне термоядерном,
но вдруг внезапно свариться на пару от собственного изделия.
"Стоп!" - скажет более-менее внимательный читатель.
"Там же давление всего ничего!"
Да. Только строить установку с такими параметрами пара для тощего постаповского общества дюже накладно.
Слишком большой расход материалов и рабочей силы на единицу полученной мощности получается :(

Для более-менее приемлемых размеров силовой установки давление пара требуется повысить раз в 10.
В принципе, 3-4 атмосферы "сундук" выдаст, но обвязывать такой котёл контрольными приборами и предохранительными устройствами жизненно важно!
Воды в котле много - и при резком сбросе давления она вся вскипит разом! Объём пара при прочих равных превышает объём воды в 800 раз примерно. Не тротил. но тоже не кисло.
Через клапан и плавкие вставки давление сбрасывается медленно, для чего их специально рассчитывают.

Если топить котёл твёрдым топливом - добавляется забота об обслуживании топки. Не только закидывать дровишки и уголь
(кстати конструкция топок под них несколько отличается), но и удалять шлак и золу, чистить от сажи котёл и дымоходы.
Сам котёл также надо время от времени чистить от накипи, а в процессе работы ещё и продувать. Хотя если у нас цикл без
конденсации, то можно ограничиться нижней продувкой. (Кстати, а вы в курсе что это такое?).
Топка на жидком или газовом топливе тоже имеет свои прелести, поскольку при неграмотной эксплуатации может бабахнуть
не хуже самого парогенератора.
В общем к котлу придётся ставить бригаду негров с опахалами кочегаров, да причём с пониманием сути творимого.
Не то сами сварятся и общину без энергии оставят.

2. Огнетрубные котлы. Основной тип парогенератора на военных пароходах до начала XX века (русские броненосцы типа
"Полтава"
, японские (английской постройки) крейсера "Асама" и "Токива", британские броненосцы типа "Кинг Эдуард VII").
На гражданских судах использовались ещё в середине XX века (буксиры проекта 730).
На отечественных локомотивах ставились до последнего, серии П-36. Я этот чудесный паровоз живьём видел и он меня вёз :)
Ещё в конце 1960-х в Забайкалье они поезд Москва-Владивосток на некоторых участках таскали, а в одном из вагонов мы с
мамой ехали во Владивосток.
И великолепный британский "Маллард", обладатель так и не побитого рекорда скорости в 126 миль в час (202,7 км/ч, миля сухопутная - 1,609 км), тоже был огнетрубный.

Плюсы: хороший запас по мощности вследствие значительного объёма воды в котле, сравнительное равнодушие к качеству
воды.
Минусы - долго раскочегаривать из холодного состояния (морские - до суток!), давление до фига не нагонишь - трубки плющит,
если йопнет - будет весело, ибо воды до фига:
loco_expl
(это Escambia Railway engine number 4 котёл ка-бум! сделал)

Как правило всё же виноват был неквалифицированный персонал. Не удержусь, чтобы не рассказать о "Лучшем друге
Чарльстона
".

Сей скромный паровозик успешно решал транспортные проблемы быстро растущего города Чарльстон в Южной Каролине
с 25 декабря 1830 по 17 июня 1831.
Легенда гласит, что кочегара достал свист пара из предохранительного клапана и он поставил на него полено и уселся сам.
Паровозик сделал бабах! Кочегар вознёсся прямиком в райские кущи, больше жертв не было.

3. Водотрубные котлы. О, тут можно говорить много дней. Основная рабочая скотина сегодня начиная от всяких котельных и заканчивая ядерными силовыми установками. Искупает привередливость к воде высокими допустимыми параметрами пара, малым временем готовности, прекрасной паропроизводительностью на единицу массы и объёма пространства и много ещё чего доброго о них можно сказать.
Но для того, чтобы всё это реализовать нужна культура производства повыше, чем у случайных остатков человечества на
оплавленных обломках цивилизации.

Популярно по видам котлов более-менее есть статья Искусство кипятить воду. «Техника-молодежи» №8, 1969 г.

Если кому охота большую картинку, просто тыкайте мышом:
isk1
isk2
isk3
isk4
Кто хочет серьёзной литературы по паровым машинам и котлам - сюда ходите.
Собирал долго и с любовью. Сегодня добавил "1952_Речные_паровые_котлы_и_машины" - совершенно шикарная вещь!
Как всегда, особенно рекомендую книги до 1960 года примерно.

В общем без хорошего котла с полагающейся обвязкой делать нечего.

Хотя если очень приспичит...

Удачи тебе, парень! Чтоб ты был живой и здоровый!

Вот вы скажете: наговорил много чего, а какие твои будут предложения?!
Будут, не беспокойтесь. Часть-то первая только :)

Да, если кому-то охота про что-то спросить из моих старых постов - без проблем. Это нормально.
Tags: ПёсПиздец, Технические курьёзы, выживабельное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments