December 1st, 2007

Как нефть и газ добывают /чтоб знали/

Начиная с 1859 года, когда в Пенсильвании некий полковник Дрейк пробурил скважину именно с целью добычи нефти читать здесь до нынешних времён изменилось многое. Нефть по вершкам выбрали, а ведь было время, когда в Баку её добывали просто копая ямы. Сама собой просачивалась на поверхность.
Сегодня скважина глубиной в 2-3 тысячи метров считается мелкой. Кстати: почему арабы так жируют с нефти, в отличие от нас? Всё просто, мои дорогие друзья: тепло, неглубоко и сама прёт.
Попробую разложить по пунктам:
1. Тепло: не нужно заботиться о подогреве устья скважины. Вода не замёрзнет, парафин не застынет. Откуда вода? Хы! Так обычно она вместе с нефтью идёт. Потом уже отделяют на участках подготовки. Там же и газ сепарируют, ибо в трубопроводе он нахуй не нужен. А поскольку ставить параллельный каскад оборудования для газа экономически невыгодно (ну мало его!) то жгут попутную лёгкую фракцию в факелах. И мы и буржуины.
2. Неглубоко: Значит менее 1000 метров, как правило. Технология бурения предполагает, что при износе долота (так скэать наконечника сверла) его извлекают на поверхность и заменяют. Вы никогда не задумывались, а нахуя вышки такие высокие делают? А вот для того, чтобы меньше трубы крутить на спуске и на подъёме. Стандартная длина бурильной трубы около 10 м. - иначе возить заебёшься. Вышку делают до 60 м. Часть высоты съедает оборудование, блоки всякие и т.д. Но! Можно трубы свинчивать/развинчивать уже не по одной, а так называемыми свечками - по три-четыре за раз. Ку?
Как бурилы выражаются: когда идёт бурение - это не работа. Вот спуск/подъём (СПО) - это да. Только успевай.
3. Сама прёт: То есть давление флюида (нефть/газ/вода) в пласте достаточно, чтобы оный флюид достигал поверхности сам. Не нужно ставить и обслуживать качалки или насосы другого типа (центробежные например). Достаточно обвязать устье "ёлочкой" (комплексом задвижек-крантиков) и дотащить трубу до сборного коллектора, который уже упирается в комплекс первичной подготовки нефти. Откуда её осушенную и дегазированную уже гонят на нефтеперерабатывающие заводы.

Добыча газа отличается незначительно. Опаснее - это да. Поскольку часто вместе с метаном (основной составляющей природного газа) имеем сероводород. На Аксарайском месторождении (под Астраханью) до 15% (и более) этой благодати. При такой концентрации человек уже вонизм не ощущает. Запаховые рецепторы блокируются с одного вдоха. А потом пиздец.
Не буду вас пугать - при соблюдении простейших правил вся эта хуйня не опаснее, чем переход через дорогу в неположенном месте.

Это был первый пост. Дальнейшее зависит от вас, дорогие друзья. Спрашивайте - отвечу. Ибо для человека, работающего в некой отрасли многие вещи понятны по умолчанию - посему что-то могу просто упустить.

А вот так она залегает. Приблизительно. Ибо бывает всякое.

Смотрите и просвещайтесь:



ЛОВУШКИ НЕФТИ И ГАЗА, окруженные экраном непроницаемых пород. Эти экраны препятствуют перемещению нефти и газа из слоев пористых осадочных пород, в которых они скопились и образовали залежи. Антиклинальная ловушка (а) обусловлена изгибом слоев вверх; ограниченная разломом тектонически экранированная ловушка (б) сформирована вертикальным перемещением пластов, когда пласт непроницаемых пород располагается напротив пласта проницаемых пород. Соляной купол (в) образуется при внедрении соляного штока в другие пласты. Стратиграфическая ловушка (г) формируется при замещении пористых пород непроницаемой, причем это замещение обусловлено обстановками накопления осадков.

(с) Потырено из сети.