Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

"Вот это пчела!" - или пять братьев Гранвилль и их самолёты.

Кто чем занимается во время экономического кризиса?
Ну это по ситуации!  - Кто-то выращивает картошку и разводит коз, кто-то строит дороги и копает канавы за миску супа. А они строили самолёты.


Небольшое нелирическое отступление:
Во времена кризисов не все разоряются. Некоторая часть наоборот, сильно богатеет и оставшиеся (после покупки брюликов на ошейник пудельку или шампанского для ежеутренней ванны) средства пускает например на призы в гонках самолётов, автомобилей, катеров и т.д. А что? Тоже развлекуха ничего себе так.

Однако я рассказать хотел не о том. Жили-были в Соединённых Штатах аж пятеро братьев:
Занфорд (Zantford),
Томас (Thomas),
Роберт (Robert),
Марк (Mark),
и Эдвард (Edward).
По фамилии Гранвилль (Granville).



Основанная ими в Спрингфилде, штат Массачусетс фирма "Granville Brothers Aircraft" существовала с 1929 по 1934 год. За пять лет было построено 24 самолёта аж двенадцати типов и модификаций, 3 из них сохранились и поныне.
Зато реплик понастроили поболее десятка. Поскольку если и есть символ Золотого века американских воздушных гонок, то это Gee Bee Гранвиллей.

Вот картинка, поясняющая непростые взаимоотношения в семействе Gee Bee Super Sportster R:



Поскольку чтобы осветить всё творчество братьев-конструкторов формат ЖЖешной заметки тесноват, ограничусь только рассказом о Супер Спортстерах модели R. Тем более что в 1932 году Джимми Дулитл выиграл на R-1 главный приз гонки Томпсон трофи в 4500$. По нынешним деньгам это примерно 90-120 тысяч $.  Да-да, тот самый Дулитл, который в 1942 году предложил и осуществил рейд B-25 на Токио с авианосца "Хорнет", виденный многими в мЫлодраме "Пёрл-Харбор" (нэ савсэм так всё было, но о том - потом). 
Вот они здесь вместе - Дулитл на этом фото напоминает Брюса-нашего-Уиллиса, по моему скромному мнению.


Однако про Джимми я расскажу в другой раз, сегодня про Gee Bee.

Итак, что из себя представляли эти "бочки с крылышками" или по выражению журналюг тех лет "летающие силосные башни"?
Одноместный рекордный самолёт-низкоплан с неубирающимся шасси в обтекателях и расчалочным подкреплением консолей. Двигатель воздушного охлаждения, Pratt & Whitney R-1340 - однорядная девятицилиндровая "звезда" около 800 л.с мощности (с наддувом, без наддува 550). Это для R-1. R-2 строился для несколько других гонок (Бендикс трофи) и если R-1 - спринтер, то R-2 типичный стайер.
Винт с изменяемым шагом, конструкции Смита - по тем временам неимоверный хайтек.
А по утверждениям тогдашних и нынешних зубоскалов - Гранвилли просто приделали к мотору крылья и хвост, абы летело тело.
Давайте посмотрим, что у него внутри:


Действительно - ничего лишнего! Мотор, бензобак (2 штуки у R-2) и маслобак, кокпит с приборами и органами управления - собственно и всё. И отчаянный пилот.

Отличия самолётов диктовались условиями гонок:
Томпсон Трофи  - 10 миль (16 км) надо намотать между 15-тиметровыми мачтами, обозначающими повороты. То есть - всё происходило на малой высоте, от самолётов требовалась кроме скорости хорошая маневренность. Этакий аналог нынешней Формулы-1 для автомобилей.
Бендикс Трофи - это гонки через всю страну, почти от побережья до побережья. Обычно из Лос-Анжелеса в Кливленд.

Вот такие пироги. И для гурманов - ТТХ пепелаца R-1:

Длина: 17 ft 8 in (5.38 м)
Размах крыльев: 25 ft (7.62 м)
Высота: 8 ft 2 in (2.48 м)
Площадь крыльев: 75 ft² (6.97 м²)
Вес пустого: 1840 lbs (834 кг)
Взлётный вес: 2415 lbs (1,095 кг)
Максимальный взлётный вес: 3075 lbs (1394.8 кг)
Двигатель: 1× Pratt & Whitney Wasp 1340 cu in (22 л) 9 цилиндров, однорядная звезда воздушного охлаждения. 800 л.с. (596.5 кВт)
Установочный угол крыла: 2.5 градуса
Максимальная скорость: 294.38 mph (473.8 км/ч)
Крейсерская скорость: 260 mph (418.4 км/ч)
Скорость сваливания: 90 mph (144 км/ч)
Дальность: 925 миль (1488 км) 630 миль на полной скорости.
Скороподъёмность: 6100 fpm (31 м/с)

R-2 отличался увеличенной площадью крыльев, другим двигателем (Pratt & Whitney R985) - послабее, но экономичнее. Также он имел большую ёмкость топливных баков и больший взлётный вес (3383 фунтов - 1536 кг).

Ссылки на англоязычные сайты:
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Lab/4515/geebeer2.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Granville_Brothers_Aircraft
http://www.aerospacemuseum.org/exhibits/geebee.html
http://www.airliners.net/search/photo.search?aircraft_genericsearch=Granville%20Brothers%20Gee%20Bee%20R-2&distinct_entry=true - а здесь можно подивиться на фотографии реплики R-1 в хорошем качестве.

Кстати народу на аэропланах братье Гранвилль побилось много, на вики-ссылке лежит поимённый список. В том числе был и Занфорд Гранвилль.

Tags: США, самолёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments