Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

  • Music:

Роберт Старр и его "Толстые пчёлы" номер один и два.

Самые-самые маленькие. Второй даже в "Книгу рекордов Гиннеса" попал.

Вот он, "Bumble Bee II" - собственно только фото от него и осталось.
О его старшем братце "Bumble Bee I" и о  замечательном пилоте и конструкторе Роберте Старре читайте

Итак: жил-был на Аризонщине Robert H. Starr, рождённый в 1924 году. За свою долгую жизнь он налетал на разных аппаратах, от Пайпер Каба до F-86 более 15 000 часов. Воевал в Китае в знаменитой группе истребителей Flying  Tigers, сначала на P-40, потом на P-51. После войны был лётчиком-испытателем, участвовал в большинстве крупнейших авиашоу США.  А также в 1949 году облётывал Stits Junior SA-1A, про который я уже рассказывал. Видимо Старру понравился Джуниор, потому что в 1952 году он и Ститс уже вместе строят вот это чудо:


На "трубе" даже есть ролик с полётом "Sky Baby", надо сказать смотрится жутковато: нервным не смотреть!
Подробнее об этом самолётике можно почитать здесь (на мурлюканской мове, разумеется).

Но вернёмся к товарищу Старру. Идея построить самый маленький в мире пилотируемый самолёт крепко засела в голове отважного пилота. И сидела там аж до 1979 года, когда Роберт наконец приступил к постройке самолёта своей мечты. В 1984 году в небо Аризоны взлетел первый "Шмель" - "Bumble Bee"

Вот он, Robert H. Starr рядом со своим "толстым пчёлом".

Технические данные Bumble Bee I

Размах крыльев - 6'6" - 1.98 м
Длина                    - 9'4" - 2.85 м
Высота                 - 4'1" - 1.25 м
Взлётный вес      - 725 фунтов  - 329 кг
Максимальная скорость  - 180 mph - 290 км/час
Высота полёта                   -  3,000 ft - 900 м
Дальность                           -  20 миль - 32 км
Двигатель                           - Continental C-85, 85 л.с.

В настоящее время "Шмель" живет в музее по этому адресу. Советую сходить, хотя бы виртуально. Коллекция у ребят очень хорошая.

Однако на достигнутом Старр останавливаться не собирался и к 1988 году построил ещё более компактный Bumble Bee II, который и был увековечен английскими пивоварами в их "Книге рекордов".


Технические данные Bumble Bee II

 Размах крыльев - 5'6" - 1.68 м
Длина                    - 8'10" - 2.69 м
Взлётный вес      - 574 фунта  - 261 кг
Максимальная скорость  - 190 mph - 306 км/час
Высота полёта                   -  14,000 ft - 4260 м
Дальность                           -  неизвестна
Запас топлива                    -  3 галлона - 11.3 литра
Двигатель                           - Continental C-85, 85 л.с.

В одном из полётов отказал двигатель и "Шмель-2" буквально рухнул на землю с высоты 120 м. Шестидесятичетырёхлетний Старр получил тяжелейшие ранения, но всё же выжил и поправился. Bumble Bee II однако восстановлению не подлежал. Всё, что осталось от самого маленького в мире биплана - это пара-тройка маленьких фотографий, запись в книге Гиннеса и несколько страничек в интернете. Дальнейшая судьба Роберта Старра мне неизвестна, но если он жив ещё - то дай ему Небо здоровья, равно как и Берту Рутану, Виктору Дмитриеву, Борису Винюкову и многим другим, кто строит самолёты и летает на них..

Кстати, "Шмели" скорее не бипланы, а "двухсполовинойпланы". Поскольку стабилизатор у них явно несущий, разве что размах имеет меньше, чем основные крылья.
И ещё мне кажется, что при нынешнем развитии электроники можно строить маленькие самолёты, достаточно устойчивые в полёте.

Также запощено в ru_wunderluft
Tags: 1984, 1988, США, микросамолёты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments