Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

Вихри не враждебные (1)

Сравнительно недавно, когда конструкторы автомобилей и двигателей ещё руководствовались инженерным опытом и
здравым смыслом, а не модными веяниями и зеленушными заморочками, японцы из "Тойоты" таки замутили несколько
шикарных дизелей.

Лично я имел дело только с 2H (Лэндкруйзер 75) и 1HZ (Лэндкруйзер 80).
Движки просто фантастической надёжности и неприхотливости!

При этом никаких турбин, коммон рэйлов, директ инжекшн и прочих бантиков.
Честные вихрекамерные рядные шестёрки.
comet
[Остальные восторги здесь.]
По литровой мощности эти движки больше напоминали стационарные:
2H при объёме 4 литра развивал 107 л.с., чуть более объёмистый (4,2 литра) 1HZ - около 130 л.с.
Однако что нам в том объёме? Не за плечами же его таскать.

Что интересно, найти вес силового агрегата я нигде не смог. Shipping weight всякие продаваны указывают в районе 360-400 кг
без коробки передач. Однако это вес посылочный, с упаковкой вместе, а упаковка там вельми солидная должна быть,
килограммов на 60-80 точно потянет.
А в общем и хрен бы с ним. На фоне общей массы TLC 80 в 2,5 тонны эти килограммы особой роли не играют.

Главное что движок заводится практически на любом морозе, лишь бы стартер коленвал провернул.
Работает мягко, служит долго, к качеству топлива не требователен.

Разберём подробнее 1HZ. Ибо более старый мотор в разобранном виде я увидеть не сподобился, а этот видел и щупал.
В чём секрет его долголетия?

1. Не форсирован. Совсем. Нахрена на проходимец, который зачастую едет в автономке "500 назад - 500 вперёд", ставить
истеричный "спортивный" мотор? Ему не гонки гонять, а надёжно ехать.
А если уж засел, то моща без надобности - только закопаешься глубже.

Кстати о птичках:
Возможно для кого-то будет сюрпризом, но обычные автомобильные и мотоциклетные моторы максимальную мощность
способны держать очень недолго, авиасамодельщики на этом деле здорово обожглись в девяностых, когда накинулись на
халявные иномарочные движки с разборок. Увы, в авиационные они конвертировались хреново.
Субару, Фольксваген и некоторые другие ещё более-менее работали, а в основном малолитражные "зажигалки" дохли за
несколько минут на максималке. Чуда не произошло.

2. Зверская степень сжатия 22,7 наряду с правильно расположенными свечами накаливания очень способствует уверенному
запуску даже в -40 по Цельсию. Взгляните на рисунок:
1hz_dvig
На виде с торца коленвала видим в ГБЦ ту самую вихревую камеру имени сэра Гарри Рикардо, в которую при сжатии
вытесняется воздух и в камере образуется мощный вихрь, которым подхватывается впрыснутая простой штифтовой
форсункой соляра и тут же по направлению вихря имеется свеча накаливания, которая нам очень при холодном старте
способствует.
И ещё раз повторяю: по мягкости работы с вихрекамерным никакой прямой впрыск не сравнится.

3. Привод распредвала тут тоже хитромудрый: от коленчатого крутится через шестерёнку топливный насос, а уже с него
идёт зубчатый ремень на распредвал. Таким образом жизнь ремня здорово облегчается.
Как вспомню некоторые конструкции, где бедный ремешок ГРМ ещё и помпу с генератором крутить заставляют, так сразу
разные морские слова на ум приходят.

4. Заценим теперь крышку коренных подшипников:
1hz_koleno
Ой вэй! Шо мы таки видим?! Могучая литая/фрезерованная плита (на рисунке обозванная Main Bearing Cap), которая
делает нам очень жёсткую постельку для коленвала, что его здоровью только на пользу. Некоторое неудобство в обслуживании
с лихвой компенсируется нечастой необходимостью в этом самом обслуживании.

5. Давление в топливной системе в районе 130-160 атм. Форсунки-то с одной большой дыркой, в которой штифт елозит :)
Сколько там в прогрессивном коммон рэйле? От 350 на пуске до 3000 на номинале?! Ну надо же...

Вот такой чудо-дизель, который тот самый Лэнд Крузер 80 по трассе всего за 10 литров солярки на 100 км передвигает.
В городе - 14 литров хватает если спокойно ездить.
Без всякой мерзкой электроники.

Мощности мало? Ну не знаю, не знаю. Если правила соблюдать, так и того вполне хватает.

Нет в мире абсолютного совершенства и вряд ли быть может, но есть красиво и по умному сделанная техника.

Кстати об инновацияхЪ:
Как вы думаете, когда появились системы впрыска дизельного топлива common rail, они же аккумуляторные?
[Посмотрите, удивитесь :)]
Открываем умную книжку 1932 года (а писали её ещё раньше, т.е. отражает развитие техники где-то уровня середины 1920-х):
p0002
Находим страничку 180 и оп-па! Интересное я красной рамочкой выделил:
p0180
p0181-sel
Кусок следующей странички тоже присовокупил, вдруг кому любопытно?
И никакой электроники, что характерно :)

Однако был в этой реальности, граждане-товарищи, один ещё более интересный дизелёк причём сравнительно недавно.
Но о нём в следующий раз.
Tags: ДВС, автомобильное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments