Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

"Родина электричества". Небольшое техническое расследование рассказа А.П.Платонова.

Итак: "Шло жаркое сухое лето 1921 года..."
В то время Платонов учился в Воронежском железнодорожном политехникуме.
В общем-то географическая привязка не так важна, но я на всякий случай сей фактик отметил, а потом всплыло некое село
Рогачёвка в биографии писателя - и паззлы сошлись окончательно.

Ясно, что рассказ не документальный, однако описанный в нём мотоцикл меня зацепил.
ИндианЧБ2

Не так уж много было тогда мотоциклов. Минут 15 порывшись в сети на тему "Indian sidecar army ww1" я выудил следующее:
Это была машина марки "Indian Powerplus Big Twin" с нижнеклапанным V2 солидного объёма аж в целый литр.
[Дальнейшее под спойлером, ибо нефиг следовать личностям, в три экрана портянку без ката постящим.]
Мотцикл это был американский, но поставляли их войскам Антанты в больших количествах, так что мог вполне принадлежать
англичанам.
"Английский двухцилиндровый мотоцикл фирмы "Индиан" был врыт в землю на полколеса и с ревущей силой вращал ремнем небольшую динамо-машину, которая стояла на двух коротких бревнах и сотрясалась от поспешности работы."

Движок его, выдержавший питание самогоном и смазку типа:
"

- Чем придется, - ответил человек. - Что сыщешь, профильтруешь через тряпку, тем и смазываешь.

"
был поистине выдающейся живучести!
Нижнеклапанники ("плоскоголовые" в англоязычной терминологии) в этом смысле прямо как коты - о девяти жизнях.

Выглядел этот героический мотор так:
Cutaway_view_of_Powerplus_engine
В частичном разрезе, конечно :)
Объём 1000 см³, диаметр/ход = 79х101мм, цилиндры, блок, головки - все из чугуния.
Рекомендованное топливо - керосин, так что может ему русский самогон ещё и за счастье показался :)
Мощность примерно 16 л.с.
Мотоцикл с ним мог ехать слегка быстрее 100 км/ч (без коляски конечно).

В итоге военнопленный "Индиан" послужил благородной цели орошения полей.
"В черные угодья пошел толстый поток воды из устья нагнетательной трубы, мотор теперь вращался на хороших
оборотах, грелся мало и не пел мучительным голосом утомления из глубины своего жесткого существа. Я тихо ходил
вокруг бьющейся в напряжении машины и с удовлетворением наблюдал спокойное течение ночи в мире; пусть время теперь
идет, оно проходит не напрасно: машина надежно качает воду в сухие поля бедняков.
Я смерил ведром подачу воды в минуту времени - оказалось, что насос теперь дает около двухсот ведер в час, в два раза
больше прежнего.
"

А теперь ещё несколько фотографий героя

ИндианЧБ

ИндианЧБ1

Доживший до наших дней:
ИндианPP

В более приличном состоянии:
ИндианPP1

И ещё цветных, из музея в Верхней Пышме (Ы, герр Водокачкин?:)
Правда пышменский немножко другой - это 1915 Indian Big Twin
Тоже литровый, но больше для гонок, чем говны месить на войне.
Редкая конструкция, когда впускной клапан верхний, а выпускной нижний. И силёнок у него было поменьше, всего 15.
Индиан

Индиан_мотор
Запасная свеча в специальном гнёздышке просто по доброму умиляет, чес.слово :)

Индиан_мотор2
Ну разве ж он не прекрасен?!
Цветные фото из Верхней Пышмы потырены на drive2.ru, дабы прославить и почтить память героя-мотоцикла и без всякого
коммерческого умысла.
Tags: Военно-историческое, читал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments