Тимофей Славкин (tim_o_fay) wrote,
Тимофей Славкин
tim_o_fay

Про оренбургские самолёты .

Просто вот так взял и решил написать про строительство летатетельных аппаратов в Оренбурге.



Так или иначе, но в основном местные авиаторы и самодельщики имеют отношение либо к ПО "Стрела" (по-местному - машзавод), либо к аэропорту. Есть ещё любители из числа обеспеченных людей, которые решили таки потратить немного денег на самолёт. Один такой покатал нас летом под Саракташом на своём "Птенце" (ультралайт из г. Кумертау, двухместный). Спасибо, Саня!
Вот собственно тот самый "Птенец"

Вот этот аппарат был доставлен в разобранном виде на двух прицепах - один тащил УАЗ-469, а другой - какой-то джип. Собрали за один час.

Теперь пару слов о машзаводе ( информация скопипизжена с оф.сайта http://www.pa-strela.ru/):

Декабрь 1927 г. — На базе 1-ой авиационной роты, на окраине г. Ленинграда организованы мастерские по ремонту самолетов.

Приказом № 89 от 25.04.1928 г. ВВС РККА мастерские преобразованы в завод № 47 по капитальному ремонту самолетов, авиационных моторов, находящихся на вооружении в Красной Армии.

1934 г. — По решению Правительства СССР завод становится филиалом Московского экспериментального института и переходит на выпуск опытных образцов авиационной техники.

1936 г. — Освоение и серийный выпуск самолетов УТ-1 . конструктора А.С. Яковлева.

1938-41 г.г. — завод выпускает 2-х местный учебно-тренировочный самолет УТ-2 - для подготовки летных кадров.

Август 1941 года — По решению Государственного комитета обороны от 11 июля 1941 г. завод эвакуирован в город Оренбург (г. Чкалов)

25 октября 1941 г. — Заработал один из механических цехов. Со станков сходят первые детали самолетов. Это дата, с которой начинается история работы завода на Оренбургской земле.

Ноябрь 1941 г. — Выход на проектную мощность по выпуску самолетов УТ-2.

1941-42 г.г. — Осуществляется серийный выпуск самолетов УТ-2, ЯК-6 конструкции А.С. Яковлева.

1943 г. — Завод осваивает и начинает выпуск высокоэкономичных транспортных, санитарных и десантных самолетов Главного конструктора А.Я. Щербакова - Ще-2. Их выпуск составил свыше 500 шт.

1941-45 г.г. — Выпускаются самолеты УТ-2, ЯК-6, Ще-2, ЯК-1, которых фронту было поставлено 1322 шт.

1947 г. — Осваивается производство планеров А-2 Главного конструктора О.К. Антонова, десантных планеров Ц-25 Главного конструктора П.В. Цыбина .

1950-51 г.г. — Идет освоение и выпуск самолетов А.С. Яковлева - ЯК-14.

1952 г. — Завод переходит на выпуск цельнометаллической авиационной техники. Осваивает производство самолетов ИЛ-10.

1954 г. — Начинается освоение и выпуск вертолетов МИ-1 Генерального конструктора М.Л. Миля, самолетов ИЛ-10М ОКБ С.В. Ильюшина.

1955 г. — Завод осваивает выпуск самолетов ПО-2 главного конструктора Поликарпова Н.И.

Июнь 1961 г. — завод № 47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод.

1961 г. — Начало реализации большой программы выпуска беспилотных самолетов-мишеней ЛА-17. За успешное выполнение заданий правительства завод награжден орденом трудового Красного знамени.

1971 г. — За успешное выполнение пятилетнего плана завод награжден орденом Ленина.

В 60-70-е г. г. коллективом завода освоен целый ряд современных, технически - сложных изделий, многие из которых не имели подобных аналогов в стране. Завод стал в ряд современных предприятий, оснащенных передовой технологией, высокопроизводительным и высокоточным оборудованием. К этому периоду относится и широкое развитие производства товаров народного потребления: в их числе находились мотолодки «Прогресс-2М», туристские примусы «Шмель-4» , антенны, замки, канистры, и др. изделия.

Объединение участвовало в реализации программы «Энергия-Буран».

1984 г. — завод награжден третьим орденом — орденом Октябрьской революции.

1986 г. — Оренбургский машиностроительный завод распоряжением СМ РСФСР от 07.04.1986 г. преобразовывается в государственное предприятие — Производственное Объединение «Стрела».

1987-90 г.г. — Для удовлетворения потребностей народного хозяйства, предприятие наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей: пищевой, кондитерской, мясомолочной и др. Объединением был освоен выпуск сеялок, пекарных шкафов, универсального мясоперерабатывающего агрегата - колбасной машины, термошкафа, коптильной установки, станка для размола соли Б6АВА, вальцовки для творога Е8-ОПУ, мельницы трехвальцовой ШВА для растирания шоколадной и пралиновой масс, машин для разделки тушек цыплят-бройлеров ФРБ ИТФЦ, Я6-ФОО, Я6-ФОГ, упаковочно-весового комплекса ФУА.


____________________________________________________________
Вот такой пердимонокль получился в результате катастройки :(
____________________________________________________________

Однако завод всё ещё шевелится, строит вертолёты Ка-226, делает самолёты-реплики времен Второй мировой, а также производит ремонт разной авиатехники и даже пытается делать что-то новое, своё.

Вот что об этом говорит представитель "Стрелы" по авиационной тематике инженер-конструктор Борис Борисович Винюков:

Лабораторией малой авиации в г. Оренбург осуществлены следующие проекты:

копия Як-3-Як-3М(Як-9М) - 30 штук с двигателем Аллисон (вот с таким http://www.unlimitedexcitement.com/Miss%20US/Allison%20V1710%20Engine.htm)





копия Зеро А6М5 с мотором Pratt & Whitney R-1830 - 3 шт.
Для изготовления копии американцы привезли в Оренбург обломки "Зеро". Изучив их, конструкторы завода сделали чертежи, по которым и были построены самолёты. Два из них снялись в боевике "Перл-Харбор" - http://imdb.com/title/tt0213149/trivia 
Не рассуждая о художественных и прочих достоинствах фильма можем только сказать, что уж самолёты-то свои роли сыграли как надо. Хоть и выкрасили их в армейские цвета вместо морских.


Вот что пишут про этот экземпляр "Зеро" на airliners.net :
"NX712Z / X-133 (cn 3869) This rare and beautiful Zero is one of only three flying Zeros in the world. This plane was found on New Guinea (now Indonesia), near the town of Babo. It was restored partly in Russia, and partly in the U.S. and is based at CAF – SoCAL Wing Aviation Heritage Museum, Camarillo. Owner is David Price."

 
спортивно-деловой ВВ360 с М14 конструкции Сергея Яковлева (ага, это сын того самого Яковлева) - 1 экземляр

Вот он в цеху завода:


А вот он на аэродроме в США:


А вот он в полёте:

Отзыв об этом самолёте от американского лётчика:
“Looks like a warbird, flies like a dream”
Skip Holm,
Four-time Reno Air Races winner and current Champion
World’s most experienced fighter pilot with over 1000 hours in combat


лёгкий РП200 с Субару Еа82 (конструкции Б.Б.Винюкова) - 1 экземпляр
,


В полёте под управлением конструктора.


В степях Оренбуржья стоит одиноко... В кабине мой друг Сергей Матушкин с сыном Иваном.


Такому самолёту любое поле - ВПП!

ультралайт РП25 с Вихрь30 (первый опус Б.Б.Винюкова) - 1 экземпляр,


Крыло - элерон от Ан-2, остальное - с миру по нитке, но ведь неплохо летает.


Прилетел, на газончик сел.

Проекты в работе:
Реплика Як3 75% под Шевроле 400 л.с., - больше нет данных
Одноместный мотопаритель LAMA25 Хонду 28 л.с. - больше нет данных

Сейчас в планах соединить планер Як3 с АШ82 ... для Reno Air Races


Вот что-то такое будет.

А это сам Борис Борисыч в кабине "Птенца":

Это он только с виду мрачный, а на самом деле весёлый и жизнерадостный.


Кроме того имеется эскадрилья "тряпочной" авиации - доблестные парапланеристы, а также дельталётчики, куда ж без них!



Фото с сайта http://www.orenavia.com/ 

Продолжения воспоследуют.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments